На перекладине выполняются силовые и в основном маховые упражнения – подтягивания, подъемы, перевороты, обороты, повороты, перемахи, перелеты, сальто, соскоки. Гимнасты выполняют огромное количество элементов, разнообразных по двигательным формам, техническим решениям, стилям исполнения. Известно около 200 разновидностей упражнений на перекладине, а количество элементов превышает 1000. Они способствуют укреплению мышц рук, плечевого пояса и туловища, совершенствованию координации движений, пространственной ориентации. При выполнении упражнений на перекладине проявляются инерционные силы, превосходящие вес гимнаста порой в 5–6 раз (до 400 кг и более), поэтому обучаемым приходится испытывать длительные перегрузки как в направлении голова–таз (большие обороты), так и в направлении таз–голова (обороты в упорах, верхом, вперед и назад). Большинство упражнений на перекладине сводится к движениям в висе и упоре, а также переходам из одного положения в другое. Успешность этих действий во многом зависит от технически правильно выполненного виса, упора и хвата руками за гриф перекладины.
В висе необходимо максимально вытягиваться за счет увеличения подвижности в плечевых суставах, голова слегка наклонена вперед, что обеспечивает наиболее естественное распределение тонуса мышц, участвующих в сохранении заданной позы тела, руки – на ширине плеч или уже.
Устройство перекладины и основные ее размеры показаны на рисунке 29.
Рис. 29. Устройство перекладины
Ввиду того, что в процессе маховых движений нагрузка на кисти рук то увеличивается, то уменьшается, обучаемый должен изменять силу хвата, соответственно усиливая и ослабляя его. Это дает возможность расслабляться и не так быстро натирать кожу ладоней. Под влиянием сильного трения о перекладину руки могут травмироваться. Во избежание этого первые два-три занятия на перекладине следует проводить очень осторожно, чтобы подготовить ладонные поверхности рук.
При современном уровне развития спортивной техники гимнасту приходится часто и подолгу тренироваться на перекладине. Даже хорошо подготовленные ладонные поверхности не выдерживают большой нагрузки, в результате чего иногда гимнаст срывает мозоли и надолго выбывает из строя. Чтобы избежать срыва мозолей, большинство гимнастов пользуется специальными «накладками», которые изготовляются из фитилей или кожи толщиной 1,5–2,0 мм.
Помощь и страховка осуществляются при выполнении упражнений таким образом, чтобы страхующий стоял на месте возможного срыва и был готов поддержать обучаемого в случае падения.
Подтягивание в висе . Выполняется из виса на прямых руках хватом сверху (положение виса фиксируется в течение 1–2 с). При подтягивании ноги прямые, подбородок должен быть выше перекладины. Запрещается выполнение хлестовых движений ногами. Обучение производится с помощью за голень и бедро.
Поднимание прямых ног к перекладине . Из виса хватом сверху, не сгибая рук, поднять прямые ноги и коснуться ими перекладины, опустить ноги в исходное положение. Обучение производится с помощью: одной рукой – под спину, другой – за ноги.
Подъем переворотом (рис. 30). Из виса хватом сверху подтянуться, поднять прямые ноги к перекладине, продолжая подтягиваться и переворачиваясь вокруг нее, выйти в упор на прямые руки, тело прогнуть (положение виса и упора фиксируется на прямых руках в течение 1–2 с). Опускание в вис выполняется произвольным способом. Запрещается выполнение хлестовых движений ногами.
Рис. 30. Подъем переворотом
Последовательность разучивания: поднимание прямых ног к перекладине; подъем переворотом толчком одной ноги и махом другой на низкой перекладине; подъем переворотом с помощью, подталкивая под ноги, спину и плечо; при выходе в упор удерживать обучаемого за ноги.
Подъем силой (рис. 31). Из виса на прямых руках подтянуться и в темпе (без остановки) поставить согнутую руку в упор (локоть – кверху); нажимая руками на перекладину и подавая плечи вперед, поставить в упор другую руку; разогнуть их; зафиксировать упор на прямых руках. Подъем силой можно выполнять одновременно двумя руками. Рывки и маховые движения не разрешаются.
Рис. 31. Подъем силой
Последовательность разучивания: подтягивание с постановкой одной руки в упор с помощью хватом за голень и за бедро; подъем силой с помощью – так же, как и в предыдущем упражнении.
Размахивание с подтягивания . Подтянуться; поднимая ноги вперед и слегка разгибая руки, поднести ноги коленями к перекладине; разгибаясь и выпрямляя руки, послать вперед-вверх и максимально вытянуться.
Размахивание изгибами . Из виса резко поднять прямые ноги вперед повыше, а затем, расслабляясь, энергично послать ноги назад, прогнуться; махом вперед, нажимая прямыми руками на перекладину, поднести ноги коленями к грифу снаряда; разгибаясь, послать ноги вперед-вверх и максимально вытянуться.
Мах дугой (рис. 32). Из упора, слегка сгибаясь, начать движение плечами назад (голова наклонена к груди), удерживая бедра у перекладины; с движением тела вперед, надавливая руками на перекладину вверх-назад, послать ноги вперед-вверх под углом не ниже 45°; в крайней точке маха вперед максимально вытянуться, сохраняя глубокий хват.
Рис. 32. Мах дугой
Последовательность разучивания: на низкой перекладине – мах дугой с помощью, удерживая бедра обучаемого у перекладины и направляя тело вперед-вверх; помогать, поддерживая под бедро и спину; на высокой перекладине стоять внизу и внимательно следить за хватом кистей в момент вытягивания тела вперед. В случае соскальзывания на пальцы предупредить падение, по возможности раньше удержав обучаемого.
Мах дугой с поворотом кругом в вис разным хватом (рис. 33). Из упора, слегка сгибаясь, начать движение плечами назад (голова наклонена к груди); удерживая бедра у перекладины, с движением тела вперед, надавливая руками на перекладину, послать ноги вперед-вверх не ниже 45° в сторону поворота; разгибаясь и продолжая поворот (винтообразно от ног к туловищу), перехватить руку, перейдя в вис разным хватом.
Рис. 33. Мах дугой с поворотом кругом
Последовательность разучивания: из размахивания в висе махом вперед – поворот кругом в вис разным хватом; из упора на низкой перекладине – мах дугой с поворотом кругом в вис стоя разным хватом; мах дугой с поворотом с помощью, в начале поворота поддерживать под спину, а после поворота – под грудь.
Подъем завесом правой ногой вне (рис. 34). Вис; размахивание; махом вперед поднести обе ноги к перекладине и, перемахнув правой, захватиться подколенным сгибом за перекладину у правой кисти; с движением тела назад маховым движением левой ноги вниз-назад и нажимом правой на перекладину выйти в упор; зафиксировать прогнутое положение, правая нога согнута, левая – прямая.
Рис. 34. Подъем завесом правой ногой вне
Последовательность разучивания: на низкой перекладине – подъем из виса завесом вне с помощью, нажимая левой рукой на маховую ногу, правой рукой поддерживая под спину; в упоре помочь зафиксировать правильное положение, поддерживая левой рукой под грудь, а правой – за бедро маховой ноги; подъем завесом вне с разбегу на низкой перекладине; подъем завесом вне на высокой перекладине с помощью, нажимая левой рукой на маховую ногу с удержанием ее правой рукой при выходе в упор.
Подъем разгибом (рис. 35). Вис; размахивание; махом вперед, пройдя вертикальное положение, поднести ноги носками к перекладине; с движением согнутого тела назад, разгибаясь и удерживая ноги у перекладины, направить их вверх-вперед (как бы скользя по перекладине) и, энергично надавливая прямыми руками на перекладину, выйти в упор; прогнуться и сделать мах назад повыше.
Рис. 35. Подъем разгибом
Последовательность разучивания: лежа на полу с палкой в руках имитировать подъем разгибом; на низкой перекладине из виса стоя после прогибания поднести ноги носками к перекладине и выполнить подъем разгибом с помощью, удерживая ноги занимающегося у перекладины левой рукой и направляя их вперед-вверх, а правой подталкивая под спину; на высокой перекладине из виса углом – подъем разгибом с помощью; стоя спереди, взять обучаемого за ступни; отвести тело в крайнее заднее положение; отпустить ноги и помочь выполнить подъем с поддержкой под ноги и спину.
Подъем верхом правой (рис. 36). Вис; размахивание; махом вперед поднести обе ноги носками к перекладине и сразу же пронести правую ногу через перекладину между руками; с движением тела назад, нажимая прямыми руками на перекладину, направить ноги вперед-вверх и выйти в упор верхом; прогнуться; во время подъема левую ногу, находящуюся снаружи, не отводить от перекладины. В упоре ноги развести пошире.
Рис. 36. Подъем верхом правой
Последовательность разучивания: имитировать движение с помощью гимнастической палки, для чего, лежа на спине, взять палку горизонтально вверх хватом на ширине плеч, поднять ноги и выполнить перемах правой через палку, разогнуться, скользя ногами по палке до положения лежа, и сесть; на низкой перекладине из виса согнувшись ноги врозь – переход в вис прогнувшись 2–3 раза подряд (ноги удерживать у перекладины); из упора верхом на низкой перекладине опуститься назад в вис согнувшись и медленно выполнить подъем с помощью двух человек за ноги и спину, а затем подъем верхом на низкой перекладине с поддержкой за ногу и под спину; после этого – подъем верхом на высокой перекладине с поддержкой под таз и спину.
Подъем вперед в упор сзади . Махом вперед максимально согнуться, поднести ноги к перекладине и сразу же пронести их между рук. Нажимая прямыми руками на перекладину, направить ноги вверх-вперед и, разгибаясь, выйти в упор сзади.
Последовательность разучивания: на низкой перекладине из упора сзади выполнить спад назад в вис согнувшись и подъем вперед в упор сзади с поддержкой под спину.
Подъем махом назад (рис. 37). Вис; размахивание; большим махом назад, прогибаясь и энергично надавливая прямыми руками на перекладину, с момента прохождения вертикального положения, продолжая движение ногами назад-вверх, выйти в упор. При большом махе необходимо сохранить глубокий хват.
Рис. 37. Подъем махом назад
Последовательность разучивания: освоение большого маха и удержание кистей в глубоком хвате; подъем махом назад с опорой ступнями на кисти рук товарища, оказывающего помощь; подъем махом назад с помощью, оказываемой с возвышения (козла, коня, стоящего сбоку от перекладины, или специального столика), при этом одной рукой захватить за кисть обучаемого сверху, а другой вначале помочь выполнить большой мах, нажимая на плечо сверху, а затем с движением тела назад перехватить руку под живот и помочь выйти в упор.
Оборот назад (рис. 38). В упоре после предварительного маха назад с приближением тела к перекладине активно послать плечи назад, прижимая прямыми руками бедра к перекладине, одновременно с этим, несколько сгибаясь, послать ноги вперед-вверх, а плечи – назад; пройдя вертикальное положение вниз головой, повернуть кисти, разогнуться и выйти в упор.
Рис. 38. Оборот назад
Последовательность разучивания: на низкой перекладине медленно выполнить оборот с помощью двух человек, вращая обучаемого за ноги и плечи; затем – оборот назад без разгибания; на низкой перекладине в упоре согнуться, опустив плечи вперед-вниз; поворачивая кисти, быстро разогнуться; помогать, поддерживая занимающегося за ноги; выполнить оборот назад на низкой перекладине с помощью одной рукой, захватив предплечье (руки – снизу перекладины), другой, вращая обучаемого по ходу движения, в конце оборота подхватить его под грудь и удерживать за ноги.
Оборот вперед верхом правой (левой) (рис. 39). Упор верхом правой хватом снизу, поднять правую ногу и, немного приподнявшись, послать плечи вверх-вперед, одновременно с этим опереться бедром левой ноги на перекладину и сделать активное движение маховой ногой по наибольшей дуге вперед-вниз и назад (как бы делая широкий шаг); пройдя вертикальное положение вниз головой, повернуть кисти и, подавая таз вперед, завершить оборот, ноги развести пошире.
Рис. 39. Оборот вперед верхом правой
Последовательность разучивания: на низкой перекладине в упоре ноги врозь сделать широкий шаг вперед с подачей плеч вверх-вперед, положение фиксируется обучающим, который удерживает маховую ногу обучаемого двумя руками снизу в положении широкого шага (можно положить голень на плечо); выполнить оборот вперед верхом на низкой перекладине с помощью, вращая обучаемого за ноги и плечи; затем оборот вперед верхом на высокой перекладине с помощью; помогать толчком под спину снизу, а при завершении оборота захватить за ноги.
Оборот назад верхом правой (левой) . Из упора верхом, несколько поднимая таз и отводя ногу (как бы шагая назад), послать плечи назад с одновременным сильным махом ногой под перекладину; пройдя вертикальное положение вниз головой, перехватить кисти и выйти в упор верхом, широко разводя ноги.
Последовательность разучивания: выполнить оборот назад верхом на низкой перекладине с помощью; стоя сбоку и несколько впереди со стороны маховой ноги; одной захватить за плечо, другой – за бедро маховой ноги и помочь правильно выполнить начало оборота; при выходе в упор верхом поддерживать под грудь, а затем захватить за ноги; на высокой перекладине, стоя сбоку со стороны маховой ноги, толчком под плечо помочь выйти в упор верхом; в момент завершения оборота захватить за ноги.
Поворот кругом с перемахом ноги назад в упор . Упор верхом правой, руки – хватом снизу; наклоняя тело влево-назад и опираясь на левую руку, выполнить поворот налево-кругом с одновременным перемахом левой ноги в упор; в упоре прогнуться.
Последовательность разучивания: на низкой и высокой перекладинах выполнить поворот с помощью, удерживая ногу спереди за ступню.
Из упора отмах в вис, большим махом вперед переворот в упор . Из упора выполнить отмах до положения не ниже 45°, тело прямое; пройдя вертикальное положение, сделать бросковое движение ногами вперед на перекладину, затормозить движение, повернуть кисти и выйти в упор.
Последовательность разучивания: на высокой перекладине сильным махом вперед выполнить подъем переворотом с поддержкой под спину и за ноги, стоя у перекладины на подставке (козле); то же – после отмаха в вис.
Оборот вперед в упоре . Из упора немного приподнять тело на прямых руках и, опираясь бедрами на перекладину, начать вращение, послав плечи вверх и вперед; проходя горизонтальное положение, быстро согнуться, повернуть кисти, нажать руками на перекладину и, посылая плечи вперед-вверх, выйти в упор.
Последовательность разучивания: выполнить оборот вперед на низкой перекладине с помощью; стоя сбоку одной рукой толчком под спину, другой удерживая бедра у перекладины, помочь выполнить вторую часть оборота; на высокой перекладине после начала оборота толчком под спину помочь выйти в упор.
Оборот назад в стойку (рис. 40). Из упора выполнить отмax назад; активно опираясь прямыми руками, отвести плечи назад и, слегка сгибаясь, начать вращение (голова наклонена к груди); проходя вертикальное положение вниз головой, разгибаясь и нажимая прямыми руками на перекладину, поднять тело вверх и перейти в стойку или в вис под углом не ниже 45°.
Рис. 40. Оборот назад в стойку
Большой оборот назад (рис. 41). Из стойки на прямых руках, оттягиваясь как можно дальше от перекладины (тело должно быть прямым), начать вращение; пройдя вертикальное положение, согнуться, сделать бросковое движение ногами вперед, активно послав ноги вперед и вверх; далее разогнуться, при выходе в стойку повернуть кисти и выпрямиться.
Рис. 41. Большой оборот назад
Последовательность разучивания: на низкой перекладине из упора выполнить отмах в стойку и соскок, в положение стоя на матах, не отпуская перекладины; на высокой – большой оборот с помощью или с использованием страховочных петель; стоя с одной и другой сторон от обучаемого на подставках (козлах) и взявшись одной рукой под плечо, другой – под спину, поднять обучаемого вверх до выхода в стойку на руках.
Большой оборот вперед . Со стойки на руках хватом снизу, опираясь прямыми руками и отталкиваясь как можно дальше от перекладины (тело держать прямым), начать вращение вперед; пройдя вертикальное положение, нажать прямыми руками на перекладину и, слегка сгибаясь, направить плечи вверх и несколько вперед за перекладину; поворачивая кисти и опираясь прямыми руками на перекладину, пройти через стойку.
Последовательность разучивания: на низкой перекладине из упора хватом снизу выполнить отмах в стойку и переворот вперед с поддержкой; из упора стоя на трамплине взяться хватом снизу за перекладину, толчком ног выйти в стойку; на высокой перекладине – большой оборот вперед с помощью или с использованием петель, стоя на подставном столике или козле (коне); одной рукой поддерживать за кисть, другой – толчком под грудь помогать выходу в стойку.
Соскок махом назад (рис. 42). Махом назад, пройдя вертикаль, незначительно согнуться; вслед за этим, энергично выполняя разгибание туловища (хлест), нажать руками на перекладину и вылететь назад-вверх; в полете зафиксировать прогиб, руки – вверх-в стороны; устойчиво приземлиться.
Рис. 42. Соскок махом назад
Последовательность разучивания: выполнить размахивание и хлест махом назад; затем – размахивание с нажимом руками и подниманием плеч в конце маха назад; после этого – соскок с небольшого маха; обучаемого сопровождать и при приземлении подхватить его левой рукой под грудь, правой – под спину, находясь несколько сбоку и сзади.
Соскок махом назад с поворотом на 90° и кругом (рис. 43). Махом назад после вертикали усилить движение ногами, нажать руками на перекладину и, отпустив сначала одну, а затем другую руку, повернуться на 90° или кругом и приземлиться.
Рис. 43. Соскок махом назад с поворотом на 90°
Последовательность разучивания: выполнить соскок небольшим махом с помощью, сопровождая поддержкой сзади за поясницу; в момент приземления поддержать сзади за поясницу со стороны спины.
Соскок дугой (рис. 44). Из упора начать движение плечами назад, ногами – вверх, слегка сгибаясь и удерживая бедра у перекладины (голова наклонена к груди), затем, активно нажимая на перекладину вверх-назад, послать тело вверх-вперед и, прогибаясь, соскочить.
Рис. 44. Соскок дугой
Последовательность разучивания: на низкой перекладине выполнить соскок дугой из упора с помощью, удерживая бедра у перекладины и направляя их вверх-вперед; сопровождать до приземления, поддерживая сзади под спину, и в момент приземления подхватить левой рукой под грудь или спину.
Соскок оборотом вперед из упора сзади хватом снизу . Поднять тело на прямых руках, активно согнуться; приблизив ноги к груди, начать движение вперед плечами и ногами; во второй половине оборота выполнить движение вверх-вперед через перекладину, оттолкнуться руками, прогнуться и соскочить.
Последовательность разучивания: на низкой перекладине из упора сзади выполнить соскок взмахом ног вперед-вверх; затем – соскок с помощью двух человек с поддержкой под спину и ноги.
Сальто назад после больших оборотов назад (рис. 45). После стойки на руках слегка согнуться; проходя вертикаль, разогнуться; махом вперед сделать бросковое движение ногами вперед-вверх и отпустить руки с замедлением движения ног, далее следует разгибание тела в тазобедренных суставах, вращение и приземление.
Рис. 45. Сальто назад после больших оборотов назад
Последовательность разучивания: на высокой перекладине выполнить сальто назад из размахивания в висе; затем – сальто назад после отмаха из упора; после этого – сальто назад с помощью; стоя под перекладиной, с момента вылета сопровождать обучаемого и поддерживать левой рукой под грудь, правой – под спину.
Техника подъема разгибом. Мах вперед и посыл ногами,выпоняются размахиваия на махе вперед ноги подносятся к грифу,поднесение заканчивается на махе назад. Затем происходит основное разгибание,ноги выносятся вперед вверх при этом руки прямые и таз прижимается к жерди,за счет надавливания прямыми руками на жердь и движения ног после выноса назад происходит выход в упор.движение ног назад помогает поднять плечи.
Последоват-ть обучения:размахивания изгибами на махе вперед поднесение ног к перекладине и выведение их вперд вверх; на гмн-й стенке из положение стоя опускание через прямые руки и ноги в и за счет надавливания рук подъем обратно; выполнение упр с помощью,выполнение самостоятельно. Страховка и помощ,стоя с боку одна рука под бедро другая под поясницу.
Ошибки: не достаточное подведение ног к жерди и выбрасывание ног излишне вверх, бросание ног после поднесения, нет прижатия таза,сгибание рук.
Подъем разгибом из упора на руках: махом вперед гимнаст должен поднять тело как можно выше,затем следует разгибание в тазобедр-х суставах до положенияупора на руках согнувшись. Далее разогнуться,посылая ноги вперед-вверх,останавливая движения ног,надавить прямыми руками на жерди и перейти в упор,завершить мах назад. Послед-ть обучения: из стойки на лопатках с опорой руками о пол переход в положение лежа на спине согнувшись с послед-м переходом в сед; из упора на руках согнувшись подъем разгибом в упор ноги врозь с помощью и самостоятельно, выполнение упр с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь: стоя с боку,одной рукой поддерживая под лопатки,другой под таз.
66.Размахивания изгибами на перекладине.
Техника выполнения. из виса,плечи опущены,поднять ноги сгибаясь в тазобедоенном суствае,не сгибая рук. Затем опуская ноги и разгибаясь в тазобедренном суставе происходит мах назад.во время маха назад активно и жестко работает поясница и плечевые суставы. На махе назад необходимо оттянуть плечи. Размах-я должны быть аплитудными.
Методика обучения.
1.имитация движений размахивания стоя на полу.
2.из виса на перекладине выполнять размахивания с небольшой амплитудоу с помощью учителя.
3.выполнение самостоятельно
Страховка и помощь осуществляется с боку от учащегося,одна рука между лопаток другая на бедрах.
Основные ошибки: сгибание рук,раскоординированность в движениях, на отведении ног назад закрепощены плечи и не отводятся назад, расслаблена поясница.
57.Особенности занятий с женщинами.
В зрелом возрасте 29-34 года основными задачами являются: развитие и совершенст-е физ.качеств(силы мыщц живота спины,мышц окружающих тазобедренный сустав)гибкость(позвоночника тазобедренных суставов)пластичность,выносливость,быстроту; повышение и укрепление эмоциональной устойчивости; вспитание настойчивости,смелости,решительности,активности; содействие гармоничному развитию органов и функций; формирование осанки.сохранение или формирования гармоничного телосложения;снятия стресса. Средствами являются: ОРУ во всех проявлениях,с повышенной интенсивностью, упр худ.гимнастики, ритмической гим-ки, стрейчинг,йога,фитнес,аэробика,каланетика. Необходимо дозирывать нагрузку и следить за пульсом. Максимальная частота пульса вычисляется 220-возраст,но всегда работать на этом пульсе нельзя. В первый период тренировок пульс должен быть 40-60% от максимума.В возрасте 35-55 лет основная задача занятий это сохранение здоровье и работоспособности,противостоять процессам старения.
41.характ-ка образовательно-развивающих видов гим. Эта группа гим-ки включает:основную,атлетическую,женскую,проффесионально прикладную,спортивно-прикладную и военно-прикладную. Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Задачи:формирование гармонического физического и духовного развития личности,формирование необходимых умений и навыков,увеличение арсенала знаний,развитие физич. И нравственных качест. Средсва: ОРУ в парах, с предметами и без,с различной интенсивностью, акробатические элементы, прыжки, упр в висах и упорах. Основная гимнастика включена в систему образования школьных и дошкольных учреждений.
Женская гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин. В занятия включаются все виды ОРУ: вольные упр без предметов и с предметами, упр на гимн-й стенке, скамейке и др. В занятиях с женщинами большое место занимают упр художественной гим-ки,элементы бальных и народных танцев
Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упр развиваются координация движений, гибкость, грациозность, красота движений, формируется правильная и осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работо-ть.Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, и те качества которые нужны при избранном виде профессии.комплексы упр состав-ся в зависимости от вида профессии. Основные средства:ОРУ, разновидности хотьбы и бега, элементы акробатики.Атлетическая гимнастика - средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма; приобщения подростков и юношей к систематическим занятиям физическими упр; формирования зож; подготовки юношей к труду, а девушек к детородной функции и материнству.
Спортивно-прикладная гимнастика направлена на общую и специальную физическую подготовку спортсмена, развитие у него физических качеств, совершенствование отдельных движений, которые входят в изучаемые им спортивные двигательные действия. Содержание спортивно-прикладной гимнастики конкретизируется в зависимости от вида спорта, в котором данный спортсмен совершенствуется.
51.состав судейской коллегии. В суд-ю коллегию входят:главный судья, старшие судьи,секритари,судьи при участнмках,судьи-информаторы,просмотровая комиссия,врач, хронометрист,судьи на виде.
Главный судья- проверяет готовность всей техн-й документации,оборудования,инвентаря,устанавливает время жеребьевки,опробования снарядов,составляет график проведения соревнований. Назначает судей поотдельным видам,снять участника,отменить соревнования.
Заместители глав.суд.- 1 организация соревнов-й и материально тех-е обеспечение;2- руководсво судейскими бригадами. Главный секритарь и секритариат. Гл.секретарь проверяет заявки,подг-ет протоколы,формирует состав секритариата,готовит отчет о соревнованиях. Старший судья руков-т работой судейс-й бригады на виде,следит за порядком на виде,вызывает участников,оценивает упражнение, ведет рабочий протокол, выводит оценку,не допускает к сорев-м участников и трениров одетых не по форме.
Судьи при участниках выстраивают участников перед выходом,руководит передвиж-м участ-в,следит за дисциплиной. Судьи на линии в вольных упр располаг-ся на противопол-х углах одной диагонали и фиксируют заступ спортсмена линии. Судьи на виде оценивают выполнение упр,
«Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»
МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАХОВЫМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по курсу «Гимнастика»
Брянск 2011
Методика начального обучения маховым гимнастическим упражнениям на перекладине. Учебное пособие по курсу «Гимнастика» / ФГБОУ СПО «БГУОР». – Брянск, 2011. – 10 с.
В учебном пособии излагаются методические рекомендации , которые представляют практическое руководство по начальному обучению маховым гимнастическим упражнениям студентов Брянского государственного училища (техникума) олимпийского резерва, не специализирующихся по спортивной гимнастике . Методические рекомендации могут использованы студентами в их самостоятельной подготовке и в процессе учебной практики.
Рассмотрено и утверждено на заседании Методического Совета ФГБОУ СПО «БГУОР»
Протокол№
©ФГБОУ СПО «БГУОР», 2011
Введение …………………………………………………………………… | |
1. Краткий словарь наиболее употребительных терминов на перекладине …………………………………………...... | |
2. Методика обучения размахиванию изгибами ……………………….. | |
3. Методика обучения размахиванию подтягиванием ………………… | |
4. Методика обучения размахиванию с прыжка ……………………… | |
5. Методика обучения подъему разгибом на низкой перекладине …… | |
Введение.
В рабочей программе по дисциплине «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки (гимнастика)» для подготовки студентов по специальностям 050141 «физическая культура», 050142 «адаптивная физическая культура» для студентов педагогического отделения БГУОР предусматривается обучение на перекладине следующим элементам: размахиванию, поворотам в висе махом вперед, маху другой из упоров, соскокам махом вперед и назад (прогибаясь), подъему разгибом на низкой перекладине. Освоение всех этих элементов возможно только, если занимающиеся умеют выполнять размахивание на большой амплитуде. В учебных пособиях нет специальных разработок по освоению размахивания. Предполагается, что оно состоит из простых движений и поэтому не требуется специальной подготовки. Однако практика показывает, что студенты, не специализирующиеся по гимнастике, в большинстве не подготовлены ни физически, ни технически для выполнения размахивания. В соответствии с отмеченными недостатками в предлагаемых методических рекомендациях даны подводящие упражнения, обеспечивающие соответствующий уровень физического развития студентов и освоения ими техники выполнения маховых гимнастических упражнений на основе размахивания.
1. Краткий словарь наиболее употребительных терминов на перекладине.
Вис - такое положение занимающихся на снаряде, при котором их плечи находятся ниже точек хвата. В висе гимнаст удерживается на снаряде, притягиваясь к нему.
Вис стоя - положение занимающегося, при котором он находится в стойке и держится за снаряд, несколько отклонившись от вертикали, но не более чем на 45гр.
Вис лежа - вис, в котором занимающийся, держась руками за снаряд и опираясь ногами о пол, образует угол с опорной плоскостью менее 45гр.
Мах - движение гимнаста в одном направлении, выполняемое около точек хвата(в висе), или одних частей тела относительно других (в упоре).
По направлению движения различают:
Мах вперед - движение гимнаста от крайней точки сзади до крайней точки спереди, выполняемое грудью вперед.
Мах назад - такое же движение, но от крайней точки спереди до крайней точки сзади, выполняемое в сторону спины.
Основные способы размахивания следующие.
Размахивание - ряд маховых движений следующих одно за другим.
Размахивание изгибами - свободное движение ногами и туловищем вперед и назад, при выполнении которых гимнаст сгибается и разгибается в тазобедренных суставах (рис1)
Размахивание подтягиванием - выполняется сгибанием рук с одновременным подниманием ног толчковообразным движением тела вперед-кверху.
Размахивание с прыжка - размахивание выполняемое после напрыгивания в вис с последующим подтягиванием в висе при движении тела гимнаста назад.
Мах другой -маховое дугообразное движение гимнаста, при котором его ноги и тело описывают возможно большую траекторию (по дуге)
Подъем разгибом - подъем, выполняемый гимнастом разгибанием тела в тазобедренных суставах.
На низкой перекладине выполняются следующие подъемы разгибом:
С прыжка - при этом подъеме ноги сразу же после прыжка подносятся к перекладине.
С прыжка в вис углом - после прыжка делается движение вперед в висе углом, и лишь затем ноги подносятся к перекладине.
Поворот- движение тела вокруг вертикальной оси независимо от положения гимнаста.
2.Методика обучения размахиванию изгибами.
Задача: научиться выполнять размахивание на большой амплитуде. Последовательность движений: из виса на высокой перекладине поднять ноги вперед и сделать ими свободный мах назад; на махе вперед последовательно приблизить к перекладинее ноги, туловище и оттянуться вперед. Возможные ошибки:
1. Мах ногами назад выполняется не свободно, а напряжено.
2. Туловище не поднимается к грифу на перекладины.
3. В конце маха вперед прогиб.
Подводящие упражнения:
1. Угол в висе (держать 20 секунд)
2. Из виса стоя на низкой перекладине махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор (до 9 раз)
3. Из виса стоя на низкой перекладине наскок в упор и соскок другой (10-20 раз)
Выполнение размахивания: Условно разбито на два приема.
1. Из виса на высокой перекладине поднять ноги до горизонтального уровня и сделать свободный мах ногами назад до положения прогнувшись (2-3 подхода по 5-7раз).
2. Размахивание изгибами выполняется в целом (5-7раз).
Методические замечания.
1. Особое внимание обращается на высокий мах ногами и туловищем вперед к перекладине и оттягиванием он нее вперед.
2. Во избежание срыва в конце маха назад рекомендуется изменять положение кистей на махе вперед.
После освоения размахивания изгибами можно переходить к следующим упражнениям:
Мах другой из упора. Это упражнение сначала выполняется на низкой перекладине, средней а затем высокой (по 5-10раз).
3. Методика обучения размахиванию подтягиванием.
Задача: научиться выполнять размахивание на большой амплитуде подтягиванием.
Последовательность движений:
Подтянуться с одновременным движением ног вперед и, приближая последовательно к перекладине ноги и туловище, оттянуться вперед всем телом.
Возможные ошибки:
1. Руки недостаточно сгибаются.
2. Махом вперед не поднимается туловище.
3. В конце маха вперед не полное оттягивание в плечевых суставах и выпрямление в локтевых суставах.
Подводящие упражнения:
1. Из виса на высокой перекладине подтягивание (не менее 10 раз)
2. Из виса на высокой перекладине подъем переворотом в упор (5-10 раз)
Выполнение размахивания подтягиванием:
1. Из виса на высокой перекладине упражнение выполняется в целом с помощью партнера (3-7 раз).
2. Упражнение выполняется в целом без посторонней помощи (7-10 раз).
Методические замечания.
Особое внимание обращается на поднимание ног, туловища вперед и последующее оттягивание всем телом в вис на прямых руках.
Выполнение других упражнений.
I. Из размахивания в висе на высокой перекладине махом вперед поворот в вис разным хватом.
Упражнение выполняется полностью с начала с помощью партнера(5-7 раз) на малой амплитуде (3-5 раз), а затем на большой (7-10 раз)
4. Методика обучения размахиванию с прыжка.
Задача: научиться выполнять размахивание с прыжка.
Последовательность движений:
С небольшого разбега или с одного шага наскок в вис на перекладину с одновременным движением ног вперед и, последовательно приближая их к туловище к перекладине, оттянуться вперед-кверху всем телом.
Возможные ошибки: Такие же как и при других способах размахивания. Кроме этого возможны и специфические, например, после наскока нет маха вперед.
Подводящие упражнения: Упражнение выполнить на средней перекладине (5-7 раз) с акцентом на движение тела вперед после наскока в вис.
Выполнение размахивания в висе с прыжка:
1. Упражнение выполняется с помощью партнера (5-7 раз).
2. Упражнение выполняется без посторонней помощи (5-10 раз).
Выполнение других упражнений.
После освоения размахивания в висе с прыжка целесообразно переходить к выполнению соскоков:
1. Махом назад (5-7 раз).
2. Махом вперед (10-12 раз).
5. Методика обучения подъему разгибом на низкой перекладине.
Задача: Научиться выполнять подъем разгибом на низкой перекладине.
Последовательность движений:
Из виса стоя на низкой перекладине сразу же после прыжка резко поднести носки к перекладине, коротким движением сделать ими разгибательное движение, поднять плечи и туловище вверх-вперед, выйти в упор
Возможные ошибки:
1. Ноги медленно поднимаются вперед.
2. Ноги недостаточно поднимаются к перекладине.
3. Сгибаются руки
4. Нет оттягивания в плечевых суставах в висе стоя.
Подводящие упражнения:
Из виса стоя на низкой перекладине выполнять прогибания и сгибания, не отрывая носков от мата. В этом упражнении осуществляется движение туловищем при постоянном положении ног (10-20 раз).
Методические замечания:
При выполнении подводящего упражнения стремится оставлять ноги на одном месте на мате и выполнять, как можно свободнее, движение туловищем вперед и назад с акцентом на сильное прогибание вперед и оттягивание в плечевых суставах.
Выполнение подъемом разгибом на низкой перекладине:
1. Выполнить подводящее упражнение и при движении туловища вперед резко поднести ноги к перекладине; выполнить подъем разгибом с помощью партнера (10-15 раз).
2. Выполнить подъем разгибом с помощью прыжка (10-15 раз).
3. Выполнить подъем разгибом с прыжка в вис углом (5-7 раз).
1.Спортивная гимнастика: учебник для институтов физической культуры (под общей ред. Ю. К Гавердовского и).-М.: Физкультура и спорт,1979.-309 с., ил.
2.Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / , . – 4-е изд., испр.- М.: издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.
3.Гимнастика: учебник / , . – Ростов н/Д: Феникс, 200с.- (Высшее образование).
Подъем разгибом на перекладине.
Из размахивания в висе на крайней точке маха вперед, сги-баясь, поднести ноги йосками к перекладине; быстро разгибая ноги в тазобедренных суставах в направлении вперед вверх и на-жимая руками на перекладину, выйти в упор, посылая ноги даль-ше назад и вверх.
Прежде чем изучать подъем разгибом, нужно научиться делать размахивание, держать «угол» в висе, медленно (силой) или быстро поднимать ноги вверх до положения виса согнувшись и свободно подтягиваться на перекладине,
Подготовительные упражнения:
На низкой перекладине, толчок ног - вис согнувшись и
подъем разгибом (следить за наличием хотя бы незначительного
размахивания в висе согнувшись, без чего подъем не выйдет);
Подъем разгибом с разбега.(на низкой перекладине);
подъем разгибом после спада и вис согнувшись. Возможные ошибки при выполнении:
недостаточное развитие мышц бргошного пресса;
неверное направление разгиба (высоко или низко);
сгибание рук в момент нажима на перекладину. Помощь и страховка:
Упражнение на брусьях - стойка на плечах.
Из седа ноги врозь, взявшись за жерди ближе к бедрам и на-клонясь вперед, передать тяжесть тела на руки; поставить плечн ближе к кистям, a локти развести в стороны; одновременйо на-чать поднимаиие таза и ног вверх, принимая положение стойки на плечах. Тело прогнуть в пояснице, голову наклонить назад, ступни ног с вытянутыми носками находятся на уровне головы.
Подготовительное упражнение:
Стоя на коленях на низких брусьях, сделать. наклон вперед, по-ставить плечи на жерди и затем толчком одной ноги принять по-ложение стойки; страхующий поддерживает обучаемого под спину.
Возможные ошибки при выполнении:
хват руками и плечи ставятся на жерди далеко от бедер;
не разведены локти в стороны;
голова наклонена, a тело не прогибается в поясиице;
ном суставах.
Помощь и страховка:-
Поддерживать одной рукой под грудь, другой под спину, не позволяя обучаемому упасть (руки держать под жердями).
Соскок ноги врозь с концов брусьев.
На концах брусьев лицом кнаружи сделать размахивание.
Заканчивая мах назад, нужно немного согнуть (поднять сгшну) и вслед за этим широко развести ноги в стороны, одновре-менно поднять плечи вперед и сильно оттолкнуться руками от жердей брусьев. После толчка руки быстро развести в стороны вверх и прогнуться (рис. 18).
Подготовительные упражнения н a низких бру сь я х:
размахивание в упоре и разведение ног в стороны на махе сзади;
размахивание и соскок вперед ноги врозь с перемахом но-гой через одну жердь брусьев;
из упора лежа хватом за концы (или на коне, поставлен-ном в длину) соскок ноги врозь (научиться сильно отталкиваться руками и подавать плечи вперед).
Возможные ошибки при выпо л и е н п н:
при махе назад ноги недостаточно широко разведены, a тело прогнуто;
обучаемый не отталкивается руками от жердей (a бедрами сбивает кисти рук с концов жердей;
в полете после отталкивания руками не обозначается поло-жение прогнувшись, a перед приземлением- согнувшись.
Рис. 18. Соскок ноги врозь с концов брусьев
Помощь н страховка:
Стоя сбоку лицом к обучаемому, взять его за руку, a в момент толчка быстро отступить назад, не отпуская своих рук. На пер-вых стадиях изучения можно страховать и вдвоем, находясь с той и другой стороны брусьев. Если обучаемый делает соскок само-стоятельно, то нужно стоять впереди в готовности поддержать его в случае неудачного соскока.
Соскок боком из седа на одной жерди брусьев.
Из седа правым бедром на левой жерди с опорой правой ру-кой о правую жердь отвести левую ногу назад и левую руку в в сторону; одновременно перенести тяжесть тела на правую руку; затем резко послать левую ногу и левую руку вперед и оттолк-нуться правьш бедром от жерди; повернув тело направо, пере-нести его горизонтально через жерди; отпустив руку, встать спи-ной к брусьям.
Подготовительные упражнения:
сидя на одном бедре на коне, опереться одной рукой о тело коня и махом другой ноги и руки сделать соскок боком через коня;
из положения седа на левой жерди на низких брусьях ма-хом ног вперед перенести их через обе жерди и соскочить «уг-дом» вправо.
обучаемый не отталкивается бедром о жердь при соскоке;
после замаха рукой и ногой и отталкивания бедром тело обучаемого согнуто, он не успѳвает прогнуться, свести ноги при нахождении над брусьями.
Помощь и страховка:
Одной рукой держать обучаемого за руку, опирающуюся на жердь, a другой рукой подтолкнуть его под бедро и помочь пере-нести тело над жердями.
Прыжок ноги врозь через коня в длину.
С быстрого разбега (10-15 м) сильно оттолкнуться ногами, одновременно сделать взмах руками вверх вперед и в прогнутом положении пролететь над конем. В конце полета резко оттолк-нуться от дальней трети коня и развести прямые ноги в стороны.
Рис. 19. Прыжок ноги врозь через коня в длину
После толчка руки поднять вверх в стороны и прогнуться. Решаю-щие моменты в техиике этого прыжка - быстрый и уверенный разбег, сильный толчок ногами и резкий толчок руками (рис. 19). Подготовительные упражнения:
прыжок ноги врозь через козла с постепенным увеличением его высоты (цель - научиться резкому и овоевременному оттал-киванию руками от снаряда) ;
прыжок ноги врозь через козла с постепенным отодвига-нием мостика, т. е. удаление места толчка ногами (цель - на-учиться стремительному разбегу, сильному толчку ногами и сме-лому напрыгиванию на онаряд)*,
іпрыжок ноги врозь через коня, поставленного под углом; сначала толчок ногами делается около дальнего конца коня, за-тем мостик постепенно отодвигается, a конь ставится под все
более острый угол к направлснию разбега и так до тех nop, пока можно будет прыгать через всю длину коня.
Помощь и страховка:
При разучивании прыжка стоять сбоку y дальней трети коня. В момент толчка руками схватить обучаемого за руку (одной ру-кой y запястья, другой -y плеча) и, быстро отходя назад, по-мочь ему перепрыгнуть через коня.
При самостоятельном выполнении прыжка стоять сбоку впе-реди снаряда и быть готовым поддержать обучаемого в случае падения.
По такому же принципу сержанты применяют подготовитель-ные упражнения, помощь и страховку при обучении солдат гим-настическим упражнениям, включенным в программу обучения.
Преодоление препятствий и ускоренное передвижение
В боевой обстановке личному составу приходится преодоле-вать различные препятствия и заграждения.
Естественные препятствия и искусственные заграждения пре-одолеваются следующими способами:
неширокие ямы, воронки, траншеи - безопорными прыж-ками;
невысокие вертикальные препятствия-безопорными и опорными прыжками (с оігорой на одну руку, на руку и ногу, на обе руки);
высокие вертикальные препятствия - перелезанием;
препятствия с узкими проходами (пролом в стене, завал) - подлезанием, цролезаиием; .
глубокие и широкие препятствия (рвы, разрушенный мост) -передвижением по узким опорам (бревнам, балкам);
некоторые глубокие препятствия и высокие препятствия (фасад дома, забор) -в сочетании с прыжком в глубину (из по ложения стоя, сидя или из виса).
При проведении первых занятий один из взводов изучает спо-собы преодоления препятствий, другой - метание гранат на дальность и точность, третий - технику бега на короткие ди-станции.
Обучение и тренировка в преодолении препятствий проводятся сначала поочередно на отдельных препятствиях, причем сержант в хіѳде занятий исправляет ошибки каждого солдата. Затем при-меняется поточный метод преодоления нескольких препятствий, расположенных одно за другим.
Рассмотрим технику преодоленпя некоторых, наиболее часто встречающихся препятствий, a также технику метания гранат и бега.
При всех безопорных прыжках следует толчок производить более сильной ногой, a при полете и с приземлением подать руки вперед.
При прыжке с опорой на одну руку и одну ногу необходимо учить солдат, не задерживаясь над препятствием, быстро проно-сить другую ногу и, соскочив на нее (не меняя направления), про-должать движение.
Рис. 20. Перелезание «зацепом»
Для перелезания через забор «зацепом» нужно с разбега от-толкнуться одной ногой от земли и, опираясь другой согнутой но-гой о забор, ухватиться за его верхний край; подтянувшіись, по-виснуть на заборе, зацепившись подмышкой левой (правой) руки;
Рис. 21. Перелезание силой
правую (левую) ногу закинуть на край забора, левая (правая) нога согнута и прижата к забору; затем подтянуться на руках, выйти в упор и, переваливая тело «а другую сторонузабора, соско-чить любым способом. Оружие при перелезании должно быть за сциной (рнс. 20).
w
Для перелезания силой нужио так же, как и при перелеза-нии «зацепом», схватиться за край забора; затем подтянуться на руках, помогая при этом ногами, и выйти в упор; после этого, опи-раясь ладонью правой (левой) руки о забор с противоположной стороны (лежа на животе), перенести через него ноги и спрыгнуть на землю. Оружие - в положении «за спину» (рис. 21). Часть обу-чаемых допускает такую ошибку: ставят на забор почти прямую ногу и очень высоко, a отталкиваются от забора не вверх, a назад, что уменьшает силу толчка.
При передвижении по узкой опоре надо делать быстрые не-большие шаги на слегка согнутых в коленях ногах.
Необходимо помнить, что перед метанием гранат нужно про-вести специальную разминку - выполнение маховых, круговых и рывковых движений руками с воздействиеім на плечевые, локтевые и лучезапястные суставы. Перед разучиванием техники метания гранат сержант также должен показать способ держания авто-мата во время метания гранаты. Для этого ремень подтягивается, оружие держится выше прицельной планки автомата в свободно опущенной руке.
Метание гранат стоя с места является основным способом. По-этому к изучению других способов следует переходить лишь после отработки техники метания гранат стоя с места.
Разучивание способа целесообразно проводить иа веерном или фронтальном тренажере.
Обучение метанию гранат стоя с места проводится в раз-вернутом одношереиожном строю с интервалами в два-три шага.
Последовательность обучения может быть такюй: стоя на разве-денных и слегка согнутых ногах с гранатой в руке «а уровне плеча, по команде «Замах делай-раз» отеести руку вверх иазад на замах пальцами кверху, локтем вперед, прогнуться в пояснице. По команде «Бросок делай - два», сгибаясь в пояснице и вылрямляя ноги, обозначить бросок гранаты.
Метание гранат на дальность с разбега. Разбег может произ-водиться в три шага, a для достижеиия лучшего результата раз-бег должен быть более длипным. Ma первом шаге левой иогой руку с гранатой вынести вперед н вниз; на втором шаге (правой ногой) рука с гранатой продолжает движение по дуге вниз на-зад с одновременным поворотом корпуса вправо; на третьем шаге выставить левую ногу по направлению к цели на носок и, согнув правую ногу в колене, закончить поворот корпуса и замах рукой. Используя скорость, полученную от движения, и вкладывая в бросок последовательно силу ног, корпуса и рукн, метнуть гра-нату (рис. 22).
После усвоения тсхиики метания гранат с разбега без оружия
проводится обучение с оружием. Необходимо добиваться, чтобы в
течение одной тренировки каждый солдат произвел до 30 бросков
не в полную силу, обращая вшшание на технику метания, и 10-
15 бросков - на максимальный результат.
Метание гранат из траншеи проводится с оружінем в положе-нии «за спину» или с оружием, положенным на бруствер. Перед броском правая нога отставляется насколько возможно назад, тело прогибается в пояснице, a правая рука отводится вверх назад для замаха; резко выпрямляясь, опереться левой рукой о бруствер и бросить маховым движением руки вверх вперед гранату. Если траншея глубокая, надо поставить ноги в выемки или на выступы, выпрямляя стоящую ногу иа задней крутости (правую ногу), по-вернуть корпус в сторону метания и бросить гранату.
Рис. 22. Метание гранаты на дальность с разбега:
a - изготовка для метания гранаты; 6, в - замах для броска гранаты; г - бросок гра-
Бег на 100 м в военной форме одежды нз положения «лежа» можно подразделнть на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег на дистанции и финишироваиие.
По команде «На старт» соддаты выходят к месту старта и ло-жатся так, как это предусмотрено Строевым уставом по команде «Ложись»: ноги разведены в стороны, руки впереди, слегка со-гнуты в локтях, лежат свободно, без напряжения. По команде «Внимание» ноги сомкнуть, носки ног взять на себя так, чтобы носки сапог упирались в покрытие беговой дорожки, руки подтя-нуть до уровня груди, не вынося их за линию старта и опираясь ладонями о грунт, голову слегка приподнять. По команде «Марш» движением спины и таза вверх с одновременным толчком руками и ногами пост.авить правую (левую) ногу вперед и быстро начать бег. Отрывать" грудь и живот от земли до команды «Марш» не разрешается.
При обучении бегу со старта из положения «лежа» первооче-редное внимание должно уделяться разучиваиию техники старта. С этой целыо в содержание каждого занятия включать многократ-ные старты из положения «лежа» с последующим пробеганием отрезка дистанции 25-35 м в быстром темпе.
Бег с высоким подннманием бедра;
бег с забрасыванкем голени назад;
«семенящий» бег с небольшим подниМанием беДра и быст-рым опусканием и выпрямлением ног.
Техника подъема разгибом. Мах вперед и посыл ногами,выпоняются размахиваия на махе вперед ноги подносятся к грифу,поднесение заканчивается на махе назад. Затем происходит основное разгибание,ноги выносятся вперед вверх при этом руки прямые и таз прижимается к жерди,за счет надавливания прямыми руками на жердь и движения ног после выноса назад происходит выход в упор.движение ног назад помогает поднять плечи.
Последоват-ть обучения:размахивания изгибами на махе вперед поднесение ног к перекладине и выведение их вперд вверх; на гмн-й стенке из положение стоя опускание через прямые руки и ноги в и за счет надавливания рук подъем обратно; выполнение упр с помощью,выполнение самостоятельно. Страховка и помощ,стоя с боку одна рука под бедро другая под поясницу.
Ошибки: не достаточное подведение ног к жерди и выбрасывание ног излишне вверх, бросание ног после поднесения, нет прижатия таза,сгибание рук.
Подъем разгибом из упора на руках: махом вперед гимнаст должен поднять тело как можно выше,затем следует разгибание в тазобедр-х суставах до положенияупора на руках согнувшись. Далее разогнуться,посылая ноги вперед-вверх,останавливая движения ног,надавить прямыми руками на жерди и перейти в упор,завершить мах назад. Послед-ть обучения: из стойки на лопатках с опорой руками о пол переход в положение лежа на спине согнувшись с послед-м переходом в сед; из упора на руках согнувшись подъем разгибом в упор ноги врозь с помощью и самостоятельно, выполнение упр с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь: стоя с боку,одной рукой поддерживая под лопатки,другой под таз.
Вопрос 60.Техника и методика выполнения оборота назад прогнувшись .
Выполняется из упора после отмаха назад,гимнаст прижимает таз к жерди,плечи отводя назад,ноги идут вперед через перекладину.последоват-ть обучения:из упора отмахи ног назад,постепенно увеличтвая амплитуду,выполнение оборота с помощью без предварительного отмаха,затем с отмахом и выполнение самостоятельно.страховка и помощ:стоя с боку и с переди,одной рукой удерживать обратным хватом за предплечье,другой помогать выполнить отмах,затем прижимать ее таз.
Ошибки:не досаточный отмах, отклон головы назад, не подведение таза к жерди.
Вопрос 66
культура движения
это по своему смыслу качество процесса, в том числе и физического движения, т.е. степень его внутренней целостности, а в восприятии – степень его комфортности или удовольствия. Культура движений неразрывна с понятием красоты. Красота – это наивысшая степень целесообразности. Каждая красивая линия, форма, сочетание, движение – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора.Каковы общие отправные точки красоты человека:
1. Общее здоровье, хороший обмен веществ (блестящая, гладкая, плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы).
2.Активность (прямая осанка, распрямленные плечи, высокая посадка головы, уверенная, пружинистая походка и т.п.
Это первая и главная ступень красоты человека. Ясно, для того чтобы движения были красивы, необходимы правильная осанка, высокая посадка головы и хорошо развитые мышцы голени и стопы.
Культура движения - совокупность привычек, двигательных стереотипов и осознанных двигательных реакций индивидуума.
Вопрос 69
упр с предметами
Многие ОРУ
в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. происходит процесс согласования в работе отдельных мышечных групп. Использование предметов создает ощущение сопротивления. При этом физ.усилия становятся отчетливее, лучше осознаются.развитие двиг качеств и способностей в упр-иях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упр с предметами требуют работы пальцев рук. Совершен-ние координации движений пальцев важно и для интеллектуальн развития детей. В упр с предм решаются и воспит. задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место.
Вопрос 70.
Аэро́бика
(известна также под названием ритмическая гимнастика) - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Комплекс упражнений
включает в себя ходьбу, бег, прыжки, упражнения на гибкость. Результат регулярных занятий аэробикой - поддержание тела в тонусе, тренировка мышц и кожи, общее оздоровление организма. Используется в профилактических и лечебно-оздоровительных целях.Связка, или композиция - т. е. танец с использованием основных элементов аэробики, выполняемый синхронно командой из 8, 6, 3 человек, парой мужчина-женщина или соло. Продолжительность связки, от 1 минуты до 3,5 минут, устанавливается правилами конкретного мероприятия.
Элементы танца - физические упражнения или прыжки, количество которых определяется правилами соревнований, категорией, к которой принадлежит команда.
Количество элементов и степень их выполнения зависит от возрастной и спортивной категории команды.
Различают оздоровительную аэробику, спортивно-оздоровительную аэробику, спортивную аэробику. Также существует базовая аэробика (без дополнительных снарядов и элементов), степ-аэробика (с использованием степ-платформы), фитбол-аэробика (аэробика на фитболах).
Вопрос 71
Ритмическая гимнастика
- традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.
Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.
движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
танцевально-хореографические элементы.
Выполнение их в ритмической гимнастики имеет свои особенности:
каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;
Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастики является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее - до 5 минут.
Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от типа урока и решаемых задач.
Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2 - 5 минут.
Вопрос 72 Музык сопров-я
как одно из средств г Музык сопровожден явл своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его умелое использование требует знания основ музык грамоты.Содержание музыки передается совок-тью средств музык выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, динамические оттенки, ритм и т д. При выполнении упр непременно учитывается направление мелодии. Умеренный темп используется для сопровождения большинства ору, вольных, акробатических, прикладных упр. Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполнении резких, коротких движений. Правильно подобранная мелодия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями способствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.